Человек в Интернет-пространстве
Сей пост должен был быть написан ещё два месяца тому назад, но по ведомым и неведомым обстоятельствам, воплотить идею в жизнь я взялась лишь сейчас.
Тема человеческой активности и выражения общественного мнения в Интернете — это то, над чем мне хотелось и приходилось задумываться весь прошлый семестр. И это то, о чем я продолжаю думать. Всё началось с написания реферата на тему «Культура диалога в сети Интернет», после которого была работа над статьей в сборник «Реклама и PR в России, а затем (26.01) в нашем университете проходил круглый стол на тему «Человек в информационно-коммуникационных сетях», на котором присутствовали видные московские ученые и профессорский состав нашего университета.
Далее частично привожу текст моей статьи за некоторыми исключениями:
Коммуникативная субкультура в Internet-пространстве: выражение общественного мнения или отрицание всего.
"Коммуникации с использованием компьютерных технологий сейчас распространены повсеместно — Интернет открывает перед нами практически неограниченные возможности относительно контактов с другими людьми, ему присущи разнообразные функции: от развлекательной до информационной.
Социально-психологические аспекты общения в Интернете:
Создание образа в сети:
в Интернете теряется роль невербальных сигналов: любой человек может создать в сети четко спланированный образ - модифицировать свою идентичность. Сконструированные Интернет-образы часто являются воплощением идеалов пользователя, это может быть связано с самоопределением, необходимостью реализации различных сторон «Я» и т.д.
Стереотипизация и идентификация образа собеседника:
человек склонен приписывать своему партнеру по общению в сети ряд желаемых качеств.
Добровольность: у пользователя всегда есть право выбора контактов и он может намного легче, чем в реальной жизни прервать общение.
Возможность общения вне моральных рамок: общаясь в Интернете, люди могут позволить себе то, что вряд ли бы позволили в естественных условиях (например, активное употребление нецензурных выражений).
В процессе общения в Интернете происходит воздействие на русский язык, среди характерных явлений можно назвать:
Усложнение одних и упрощение других средств по сравнению с аналогичными средствами в литературном языке, не подвергавшемся воздействию Интерната.
Конкурирующее воздействие норм устной речи (Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. – №11. - С.63-67)
Новые языковые средства коммуникации:
«Жаргон падонков» или «Падонкаффский», или «олбанский йезыг», характеризуется использованием неправильного написания русских слов, верных с точки зрения фонетики. Особенностью стиля является использование таких приемов как: 1) нарушение орфографических норм: употребление жы, шы, чя, щя - вместо жи, ши, ча, ща; 2) неверные парные согласные - замена глухих и звонких (кросафчег); 3) удвоение согласных на конце — Popoff. Возникновение данного явления современности связано с распространенным несоблюдением орфографических норм в Интернете. «Падонкаффский язык» высмеивает данный порок, конечно, не без гиперболизации (Валиахметова, Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д.Р.Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т.2.- C.7-9.)
Интернет-пространство порождает самостоятельную, в большей степени молодёжную субкультуру - «совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума).» (Визуальный словарь – vslovar.ru/ped/1770.html) Описанные выше процессы — это результат жизнедеятельности данной субкультуры. На сегодняшний день, Интернет — это арена выражения общественного мнения, форма представления массового сознания. Однако, возможность самоопределения без ограничения установленными в обществе нормами, которую предоставляет Интернет, превращает процесс самовыражения в деструктивное явление, доходящее порой до крайней степени нигилизма — то есть, отрицания всего. Примером в данной связи может послужить "язык падонков", который, возник с целью обличения безграмотности в Интернете, но впоследствии стал фактором формирования безразличия к языковым нормам в молодежной среде.
Люди, активно живущие в Интернет-пространстве формируют свое отношение к общественным процессам и явлениям. В этом заключается близость Интернета и PR-технологий. Таким образом, Интернет может быть как реальным «голосом народа» так и механизмом пропаганды. В этом заключается дуализм этого средства коммуникации.
Общественное мнение — совокупность индивидуальных воззрений и верований, являющаяся проявлением общественного сознания. Так как человек - коллективное животное, то формирование общественного мнения осуществляется с помощью личных наблюдений и информации, поступающей из СМИ. Разнообразные механизмы PR-технологий влияют на процесс становления мнения масс. Интернет с его возможностями, является в данном случае одним из рычагов влияния, но в тоже время за ним остается роль «арены независимых высказываний».
Интернет — это прежде всего выражение общественного мнения, нежели отрицание всего. Это можно доказать следующими фактами: демократичностью общения в Интернете; такие явления как «язык падонков» формируются простыми пользователями Интернета, а блоги и форумы пестрят прежде всего критическими высказываниями относительно политических и социальных процессов. Следует упоминуть и о том, что Интернет - наименее контролируемое властными структурами СМИ. Среди правовых механизмов, регулирующих деятельность СМИ упомянем закон РФ «о Средствах Массовой Информации», однако, он достаточно лоялен и не содержит жестких ограничений. Правительство давно планирует разработку закона, контролирующего и ограничивающего деятельность в Интернете (Деловой Петербург - www.dp.ru/a/2011/03/22/Nad_internetom_v_Rossii_... )"
В продолжении линии статьи:
Однако, в тоже время, как все мы могли наблюдать — Интернет активно используется для разного рода пропаганды (в том числе, политической). Практически всем уже стало понятно, что предвыборный черный PR в адрес правительства — это ни что иное как козни наших англо-саксонских и заокеанских «друзей», нацеленных на расшатывание российского общества.
Отсюда встает вопрос: Должны ли быть сформированы механизмы регуляции деятельности в Интернете? Как они должны функционировать и какие последствия это может повлечь?
Несмотря на то, что в конце статьи я пришла к довольно позитивному ответу на заданный себе вопрос, очевидно, что однозначным он быть не может. Интернет — это дополнительное и неограниченное пространство для не нормативного поведения и весьма действенный механизм манипуляции общественным сознанием, который используется вовсе не в благих целях.
Другой проблемой в Интернет-области является реальное «сращивание» человека с современными технологиями. Сегодня Интернет-технологии — это не просто легкодоступный источник неограниченного количества информации, а необходимость, обыденность и в некоторых случаях зависимость. Подобная тенденция порождает целый ряд проблем гуманитарного характера. На круглом столе 26 января прозвучала шутка московского гостя, смысл которой заключался в том, что скоро существование человека без Интернета будет своего рода отпуском, эквивалентно поездке на дачу или к морю. Печально это признавать, но я, пожалуй, готова согласиться.
Цель моего поста — услышать мнение читателей об Интернете, Интернет-взаимодействии, выражении общественного мнения и ряде проблем, которые они сами видят в данной связи.
Сей пост должен был быть написан ещё два месяца тому назад, но по ведомым и неведомым обстоятельствам, воплотить идею в жизнь я взялась лишь сейчас.
Тема человеческой активности и выражения общественного мнения в Интернете — это то, над чем мне хотелось и приходилось задумываться весь прошлый семестр. И это то, о чем я продолжаю думать. Всё началось с написания реферата на тему «Культура диалога в сети Интернет», после которого была работа над статьей в сборник «Реклама и PR в России, а затем (26.01) в нашем университете проходил круглый стол на тему «Человек в информационно-коммуникационных сетях», на котором присутствовали видные московские ученые и профессорский состав нашего университета.
Далее частично привожу текст моей статьи за некоторыми исключениями:
Коммуникативная субкультура в Internet-пространстве: выражение общественного мнения или отрицание всего.
"Коммуникации с использованием компьютерных технологий сейчас распространены повсеместно — Интернет открывает перед нами практически неограниченные возможности относительно контактов с другими людьми, ему присущи разнообразные функции: от развлекательной до информационной.
Социально-психологические аспекты общения в Интернете:
Создание образа в сети:
в Интернете теряется роль невербальных сигналов: любой человек может создать в сети четко спланированный образ - модифицировать свою идентичность. Сконструированные Интернет-образы часто являются воплощением идеалов пользователя, это может быть связано с самоопределением, необходимостью реализации различных сторон «Я» и т.д.
Стереотипизация и идентификация образа собеседника:
человек склонен приписывать своему партнеру по общению в сети ряд желаемых качеств.
Добровольность: у пользователя всегда есть право выбора контактов и он может намного легче, чем в реальной жизни прервать общение.
Возможность общения вне моральных рамок: общаясь в Интернете, люди могут позволить себе то, что вряд ли бы позволили в естественных условиях (например, активное употребление нецензурных выражений).
В процессе общения в Интернете происходит воздействие на русский язык, среди характерных явлений можно назвать:
Усложнение одних и упрощение других средств по сравнению с аналогичными средствами в литературном языке, не подвергавшемся воздействию Интерната.
Конкурирующее воздействие норм устной речи (Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. – №11. - С.63-67)
Новые языковые средства коммуникации:
«Жаргон падонков» или «Падонкаффский», или «олбанский йезыг», характеризуется использованием неправильного написания русских слов, верных с точки зрения фонетики. Особенностью стиля является использование таких приемов как: 1) нарушение орфографических норм: употребление жы, шы, чя, щя - вместо жи, ши, ча, ща; 2) неверные парные согласные - замена глухих и звонких (кросафчег); 3) удвоение согласных на конце — Popoff. Возникновение данного явления современности связано с распространенным несоблюдением орфографических норм в Интернете. «Падонкаффский язык» высмеивает данный порок, конечно, не без гиперболизации (Валиахметова, Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д.Р.Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т.2.- C.7-9.)
Интернет-пространство порождает самостоятельную, в большей степени молодёжную субкультуру - «совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума).» (Визуальный словарь – vslovar.ru/ped/1770.html) Описанные выше процессы — это результат жизнедеятельности данной субкультуры. На сегодняшний день, Интернет — это арена выражения общественного мнения, форма представления массового сознания. Однако, возможность самоопределения без ограничения установленными в обществе нормами, которую предоставляет Интернет, превращает процесс самовыражения в деструктивное явление, доходящее порой до крайней степени нигилизма — то есть, отрицания всего. Примером в данной связи может послужить "язык падонков", который, возник с целью обличения безграмотности в Интернете, но впоследствии стал фактором формирования безразличия к языковым нормам в молодежной среде.
Люди, активно живущие в Интернет-пространстве формируют свое отношение к общественным процессам и явлениям. В этом заключается близость Интернета и PR-технологий. Таким образом, Интернет может быть как реальным «голосом народа» так и механизмом пропаганды. В этом заключается дуализм этого средства коммуникации.
Общественное мнение — совокупность индивидуальных воззрений и верований, являющаяся проявлением общественного сознания. Так как человек - коллективное животное, то формирование общественного мнения осуществляется с помощью личных наблюдений и информации, поступающей из СМИ. Разнообразные механизмы PR-технологий влияют на процесс становления мнения масс. Интернет с его возможностями, является в данном случае одним из рычагов влияния, но в тоже время за ним остается роль «арены независимых высказываний».
Интернет — это прежде всего выражение общественного мнения, нежели отрицание всего. Это можно доказать следующими фактами: демократичностью общения в Интернете; такие явления как «язык падонков» формируются простыми пользователями Интернета, а блоги и форумы пестрят прежде всего критическими высказываниями относительно политических и социальных процессов. Следует упоминуть и о том, что Интернет - наименее контролируемое властными структурами СМИ. Среди правовых механизмов, регулирующих деятельность СМИ упомянем закон РФ «о Средствах Массовой Информации», однако, он достаточно лоялен и не содержит жестких ограничений. Правительство давно планирует разработку закона, контролирующего и ограничивающего деятельность в Интернете (Деловой Петербург - www.dp.ru/a/2011/03/22/Nad_internetom_v_Rossii_... )"
В продолжении линии статьи:
Однако, в тоже время, как все мы могли наблюдать — Интернет активно используется для разного рода пропаганды (в том числе, политической). Практически всем уже стало понятно, что предвыборный черный PR в адрес правительства — это ни что иное как козни наших англо-саксонских и заокеанских «друзей», нацеленных на расшатывание российского общества.
Отсюда встает вопрос: Должны ли быть сформированы механизмы регуляции деятельности в Интернете? Как они должны функционировать и какие последствия это может повлечь?
Несмотря на то, что в конце статьи я пришла к довольно позитивному ответу на заданный себе вопрос, очевидно, что однозначным он быть не может. Интернет — это дополнительное и неограниченное пространство для не нормативного поведения и весьма действенный механизм манипуляции общественным сознанием, который используется вовсе не в благих целях.
Другой проблемой в Интернет-области является реальное «сращивание» человека с современными технологиями. Сегодня Интернет-технологии — это не просто легкодоступный источник неограниченного количества информации, а необходимость, обыденность и в некоторых случаях зависимость. Подобная тенденция порождает целый ряд проблем гуманитарного характера. На круглом столе 26 января прозвучала шутка московского гостя, смысл которой заключался в том, что скоро существование человека без Интернета будет своего рода отпуском, эквивалентно поездке на дачу или к морю. Печально это признавать, но я, пожалуй, готова согласиться.
Цель моего поста — услышать мнение читателей об Интернете, Интернет-взаимодействии, выражении общественного мнения и ряде проблем, которые они сами видят в данной связи.